Узбекистан: Народное искусство Узбекистана

Узбекское декоративно-прикладное искусство издавна пользуется заслуженной славой. Исторические условия, в которых развивалась культура узбекского народа, предопределили прикладному искусству особую роль. В течение многих веков создавались народом: его технические и художественные традиции. Прикладное искусство бытовое, главным признаком его является глубокая связь художественного творчества и материальных потребностей. Органическое слияние художественного и практически необходимого создает неразрывное единство идейно-художественных и общественно-практических функций. Произведение прикладного искусства отличает целесообразность форм, единство формы и оформления. Социальная природа декоративного искусства - его коллективность, искусство это - наследие многих поколений, оно представляет собой ряды последовательных наслоений, наиболее древние из которых отражают изначальную культуру народа глубоко запечатлевшуюся в его искусстве. Произведения всех жанров этого искусства определяются разнообразием художественных традиций, привнесенных народами, составившими узбекскую нацию. Архитектурно-декоративное искусство занимает значительное место в творчестве народных мастеров Узбекистана. Каноны орнаментальных построений и понимание пластических, художественных свойств местных строительных материалов, широко известных на всем Среднем и Ближнем Востоке, разновидности алебастра - ганча, дерева, камня, керамики составляют прочную основу этого древнего искусства. О высоком профессиональном мастерстве средневековых художников и зодчих, орнаменталистов и каллиграфов, резчиков и керамистов свидетельствуют всемирноизвестные архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза и других городов Узбекистана. На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней. Наккоши - мастера орнаментальной росписи - обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века. Уже в наше время пользуется известностью искусство мастеров Самарканда, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистана, Сейчас в Коканде продолжают работать сыновья и внуки замечательного мастера ферганской росписи Саидмахмуда Наркузиева. Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв. В орнаментальной плоско-рельефной резьбе при всем богатстве и разнообразии рисунков мастера различают три основные стилевые композиционные группы: багдади, ислими и паргори. Каждую группу характеризуют свойственные ей орнаментальные мотивы и композиционные построения, приемы резьбы и эффекты узорного рельефа. Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну. Современная роспись по дереву мастеров Узбекистана связана, в основном, с изготовлением декоративных предметов - всевозможных многогранных и круглых столиков, табуретов, ширм, тумбочек, рам, шкатулок. Производство папье-маше и лаковая роспись по папье-маше процветали в Самарканде в начале XV в., об этом свидетельствуют подлинные орнаментальные медальоны из папье-маше, поистине чудом сохранившиеся среди облицовок в интерьере Гур-Эмира и в мечети БибиХаным. Особый интерес представляет собой восстановленный полностью золотисто-синий купол в интерьере главного помещения ГурЭмира, состоящий из 998 элементов папье-маше, из них 112 подлинных элементов, послуживших материалом для кропотливой реставрационной работы. Имеются предположения, что именно из Самарканда в XV веке это искусство попало в Северную Индию, где достигло высокого развития и процветает по сей день. Предметы из папье-маше: различных размеров пеналы, дорогие переплеты книг, шахматы, шкатулки, всевозможные коробочки, вазочки и другие мелкие изделия покрывались миниатюрным растительным узором. В орнаментальную композицию пеналов нередко включались изящные эпиграфические вставки. Роспись наносилась тоненькими кисточками по грунту, приготовленному из золотого или бронзового порошка, из листового золота и бронзы на абрикосовом и вишневом клее. Приготовление лаков и красок для папье-маше имело сложную и разнообразную рецептуру. Изготовление различных сосудов и других предметов быта из тыквы, нередко с оригинальной художественной отделкой, существует у многих народов мира. В Узбекистане из тыквы также изготавливают различные предметы, но особенную популярность завоевали носковок-табакерки, которые выделываются из специально выращенных тыквянок. Узбекские табакерки разнообразны по форме, размерам, по характеру отделки. Изготовление их связано со сложным процессом окрашивания, узорной тонировки и полировки, отделкой благородным металлом и цветными каменьями. Среди многочисленных видов народного прикладного искусства Узбекистана художественная керамика занимает особое место. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики, во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли подлинные черты творческого народного гения. Это блюда лаганы, сферические чаши-пиалы и косы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом среди широких масс населения. Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. Художественная керамика Узбекистана представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурированной керамикой. За последние 100-150 лет отчетливо определились в Узбекистане керамические центры: Гиждуван, Шахрисабз, Самарканд, Ташкент, Риштан, Хорезм, за последние десятилетия завоевали известность работы керамистов Гурумсарая, Денау и Чимбая в Каракалпакии. Изготовляемая в этих центрах керамика отчетливо локализуется прежде всего на две цветовые группы - сине-бело-зеленую и зелено-коричнево-желтую. Это определенное цветовое пристрастие объясняется в значительной степени техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме, где употребляют щелочную глазурь ишкор, доминирует сине-бело-зеленый колорит росписи, так как под глазурью ишкор желто-красные цвета разлагаются, а синий, зеленый цвета дают множество прекрасных ярких и нежных оттенков. В районах употребления свинцовой глазури: в Самарканде, Бухаре, Ташкенте очень хороши все оттенки желто-красно-коричнсвой гаммы. Керамическая роспись в этих районах поражает звучной, сказочно пылающей цветовой гаммой и в то же время необычайно тонкой живописностью. Мелкая пластика в керамике Узбекистана представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз - забыть их невозможно. И будь то традиционные малиново-желтые свистульки Хамро Рахимовой из селения Уба или яркие этнографические, полные лиричного юмора скульптурки самаркандца А.Мухтарова, - в каждой из них ощущается любовь узбекого народа к яркой веселой декоративности. Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения. За долгий срок бытования в искусстве чеканки сложились локальные стили, характеризующиеся своеобразными формами изделий, а также техническими и художественными приемами. Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Более глубокая гравировка носит название кандакори, менее глубокая - чистая гравировка - чизма, кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка - шабака. Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана. Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистане является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют гулдор пичок, что означает - нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны. Различаются локальные особенности лезвий - узких или широких, прямых или изогнутых, а также особенности рукояток - цельных или наборных, деревянных или костяных, инкрустированных или раскрашенных. Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чует в Ферганской долине и Хива в Хорезме. Искусство оформления художественных тканей Узбекистана - поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников. Во второй половине XIX века во многих городах и селениях (Маргилане, Намангане, Бухаре, Андижане, Самарканде, Китабе, Гиждуване, Ургуте, Бешарыке и др.) вырабатывались разнообразные гладкие и узорные кустарные хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые ткани простых и сложных переплетений. Их использовали для одежды, для украшения жилья. Особенно славились плотные, сотканные из хлопка и шелка, ворсистые бархаты - бахмали, муаровые репсы-адрасы, бекасабы и банорасы; тончайшие и легкие шелковые платки - калгай; шуршащие и переливчатые шохи - канаусы; неповторимо живописные, оригинальные по контрастности и гармоничности расцветок атласы, якруя, ханатласы; ферганские и самаркандские покрывала с затуманенным и нежным узором. Приемы орнаментации этих тканей были главным образом в полосы и в узор, основное своеобразие которого заключалось в нечетких, расплывчатых контурах. Этот прием в Средней Азии называется абрбанди, а сами ткани абровыми. Изготовление набивных тканей было широко распространено у народов, населяющих нынешнюю территорию Узбекистана. Набивные скатерти, всевозможные занавеси, одеяла, платки, высококачественные ткани для женских платьев, разнообразные покрывала, включая конские попоны, даже погребальные саваны и другие штучные и метровые набивные изделия выполняли утилитарные функции и служили украшением быта. Искусством этим славилась Бухара и прилегающие к ней селения. Прекрасные изделия вырабатывали мастера Ургута, Шахрисабза, Самарканда, Катта-Кургана, Ферганы, Ташкента, своеобразием отличалась набойка Хорезма. Вышитые изделия, дополняя другие виды архитектурно-декоративного искусства - резьбу и роспись по ганчу и дереву, - обильно украшали жилье и мелкие предметы обихода. Большое распространение вышивка имела в национальной одежде - как праздничной, так и повседневной. За большой срок бытования сложились местные художественные стили, в XIX веке выделились крупные центры ху

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. Медицинский портал Узбекистана MED.UZ
  2. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
  3. УЗБЕКИСТАН: ОБСУДИЛИ УНИФИКАЦИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ лента новостей
  4. УЗБЕКИСТАН: ОБСУДИЛИ УНИФИКАЦИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ лента новостей
  5. Азербайджан и Узбекистан подписали семь соглашений | Азербайджан

Новое на сайте

 
Сайт управляется системой uCoz