История Узбекистана | Все о Узбекистане до мельчайших подробностей
История Узбекистана насыщенная яркими и значительными событиями уходит в глубокую древность. Археологами установлен факт ее обживания уже в эпоху нижнего палеолита в пределах 500 тыс. - 1 млн. лет до н.э. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н.э.) в Средней Азии складываются три обширные археологические культуры: джейтунская, гиссарская и кельтиминарская. Дальнейший прогресс оседло - земледельческой культуры наблюдается в эпоху энеолита (IV тыс. до н.э.) и особенно бронзы (III-II тыс. до н.э.), когда получают широкое распространение орудия труда и оружие сделанные из бронзы. В наиболее передовых областях Средней Азии в эпоху поздней бронзы, во второй половине II тыс. до н.э. возникают первые протогосударственные объединения типа древнеегипетского нома - города - государства, являющиеся центрами оазисов, где крупное поселение с общественными постройками является административным центром вокруг которого базируются несколько поселений, расположенных вдоль одного канала или реки. В VII-VI в.в. до н.э. происходит формирование историко-культурных областей - Бактрии, Маргианы, Хорезма, Согдианы и крупных поселений, достигающих более сотни гектаров площади и обнесенных мощными стенами (Мараканда, Кок-тепа, Узун-Кыр, Ер-Курган). В 539 году до н.э. или в 529 году до н.э. Средняя Азия была завоёвана ахеменидским царём Киром, причём сам Кир погиб в сражении с саками, возглавляемыми царицей Томирис. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии, вносившими дань в определённых весовых единицах серебра - талантах в казну ахеменидских царей. Три из среднеазиатских сатрапий - Бактрия, Согд, Хорезм полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Владычество ахеменидов здесь завершается походами Александра Македонского, который, покончив с главными силами ахеменидов в 329 году до н.э. вступил на территорию Средней Азии в погоне за последним претендентом на ахеменидский престол - сатрапом Бактрии Бессом. Три года (329-327г.г. до н.э.) потратил Александр на завоевание Средней Азии, народы которой, особенно согдийцы во главе со Спитаменом оказали его войскам ожесточённое сопротивление. По-видимому, в это же время формируется первое государство на территории современного Узбекистана-Хорезмийское царство. После смерти Александра и последующей за ней ожесточённой войны диадохов, юг Средней Азии с 306 г. до н.э. входит в состав Селевкидской империи, но уже в середине III в. до н.э. сатрап селевкидов в Бактрии Диодот поднял восстание против метрополии и создал самостоятельное государство, получившее в науке название Греко-Бактрийского. Греко-Бакрийское царство пало в начале второй половине II в. до н.э. под ударом сакских и сарматских племен (асиев, пасиан, сакаравлов), а затем юечжей-тохаров, пришедших в Бактрию под давлением хуннов. Они создали своеобразное государство конфедеративного типа, состоящего из отдельных владений, пользующихся большой самостоятельностью. Аналогичного типа государство - Кангюй складывается во II в. до н.э. в Трансоксиане - Среднеазиатском Двуречье, состоящем по сведениям Хоуханьшу из пяти владений, каждое из которых чеканило свою монету, что свидетельствует об их самостоятельности. Во второй половине II в. до н.э. Ханский Китай впервые, благодаря миссии Чжан-Цзяня открывает для себя Западный край (Среднюю Азию - Э.Р.). Происходит становление Великого Шёлкового пути-первой в истории цивилизаций трансконтинентальной дороги, соединившей страны Запада и Востока. В период местной античности (I в. н.э. - первая половина III в.н.э.) Северная Бактрия входит в состав могущественной Кушанской империи, основанной в первой половине I в. н.э. вождём одного из юечжийских родов кушан Куджулой Кадфизом. Согд (Кашкадарьинская и Самаркандская области Узбекистана), в это время представляющий собой независимое государство, управлялся династией Гиркода, также, вероятно, юечжийского происхождения. В Хорезме к власти приходит династия Афригидов, правившая здесь, судя по традиционному династическому символу - всаднику на коне, в течении 700-800 лет. Самостоятельные владения представляли собой Бухара и Давань (Фергана), а также, по-видимому, Чач. Впрочем, не исключено, что все эти владения Трансоксианы номинального всё же входили в состав Кангюя. III-IV века н.э. в истории Средней Азии характеризуются крушением великих империй древности - Кушанской и Парфянской, образованием множества мелких самостоятельных владений, вторжением кочевых племен хионитов и кидаритов, разрушением древней социальной формации, упадком экономики, материальной и художественной культуры. В эпоху раннего средневековья V-VIII вв. происходят кардинальные изменения в области социальных отношений, знаменующихся появлением класса богатых землевладельцев - дехкан. Политическая ситуация этого периода определяется соперничеством великих держав за обладание Среднеазиатским Двуречьем: во второй половине V в. н.э. - первой половине VI в. н.э. Сасанидского Ирана и Эфталитского государства, во второй половине VI в. н.э. и первой половине VII в. н.э. Сасанидского Ирана и Тюркского каганата, а затем Тюркского каганата, Таньского Китая и Арабского халифата, завершившееся в середине VIII в. н.э. окончательным включением этого региона в состав Абассидского халифата. В VII - первой половине VIII в.н.э. Среднеазиатское Двуречье представляло собой конгломерат мелких и более крупных владений. Наиболее крупными их них явились владения хорезмшахов со столицей в Гургандже (современный Куня Ургенч), бухархудатов со столицей в Бухаре, согдийских ихшидов с центром в Самарканде, хидевов Чаганиана с одноименной столицей вблизи современного города Денау в Сурхандарьинской области, хвабов Чача с центром на месте г. Ташкента. Не менее пёстрой была и религиозная жизнь. На большей части Среднеазиатского Двуречья господствовал зороастризм, широкое распространение имели манихейство и христианство, а в южных областях - буддизм. С середины VII в. активную роль в политической жизни Средней Азии стали играть арабы. В 651 г. они захватили Мерв (около г. Байрам-Али в Туркменистане), откуда стали совершать набеги на Среднеазиатское Двуречье, с тех пор именуемое Мавераннахр (араб. “то, что за рекой”). К середине VII в. арабы в результате многих походов, в особенности возглавляемых Кутейбой б. Муслимом между 704 и 712 гг., окончательно подчинили себе Среднеазиатское Междуречье, включенное в состав Аббасидского халифата. К IX в. ислам становится государственной религией населения Средней Азии. IX- начало XIII века. Этот весьма значимый в истории период соответствует развитому средневековью. Его можно разделить на два больших периода: IX-X вв. когда у власти стоят представители, восточно-иранских по своей этнической принадлежности, династии (Тахириды, Саманиды), при религиозном и отчасти политическом лидерстве аббасидских халифов, как глав мусульман; XI- нач. XIII в., когда их сменяют их тюркские династии (Караханиды, Сельджукиды, Газневиды Ануштегиниды), а роль аббасидских халифов сводится к религиозному их значению. Возрождение местной государственности в Средней Азии происходит в IX-X в., когда нарушается единство Аббасидского государства как на Западе в Магрибе, Северной Африке и Андалузии, так и на Востоке в Хорасане и Мавераннахре. Начало этого процесса в какой то мере было положено уже Бармакидами, предки которых были верховными жрецами буддийского храма Наубехар в Балхе. В конце первой четверти IX в. к власти в северо-восточных провинциях халифата пришла династия Тахиридов (821-874 гг.) основателем которой был Тахир б. Хусайн. В 821 г. он стал наместником Хорасана - в состав которого в ту пору входили почти все северо-восточные области халифата, в том числе Мавераннахр с Бухарой, Самаркандом и Шашем. Тахир б. Хусайн управлял этим наместничеством фактически как независимый правитель, чеканил свою монету, и в ноябре 822 г. приказал не упоминать имени халифа Мамуна в пятничной молитве - хутбе, что в то время в мусульманском мире означало обретение полного суверенитета. Особого могущества династия Тахиридов достигла при Абу-л Аббасе Абдаллахе б. Тахире (830-844), ставшем фактически независимым правителем. Он укрепил политическую и административную власть предпринял решительные меры по организации сельского хозяйства и водопользования, проведению новых каналов, развитию ремесел, добычи полезных ископаемых, упорядочил налоговую систему и денежное обращение. Период правления Тахиридов знаменовал окончательную победу ислама в Мавераннахре. После Тахиридов к власти в Мавераннахре пришли Саманиды. В 892 г. главой династии становится Исмаил б. Ахмад, который создал централизованное государство, одно из самых могущественных в мусульманском мире, независимое от Абассидского халифата. В состав его, помимо территории современного Узбекистана, вошли северо-восточные области Ирана, север Афганистана и южные районы современного Казахстана. Столицей государства была Бухара. XI - начало XIII в. Династия Саманидов прекратила свое существование в нач. XI в. а последний ее представитель Абу Ибрахим Исмаил по прозвищу Мунтасир (победоносный) погиб в 1005 г. Само же государство Саманидов было разделено в начале XI в. между двумя государствами, управляемыми тюркскими династиями Караханидов и Газневидов. Караханидский каганат образовался в X в. Родоначальником династии Караханидов был некий Сатук, принявший ислам, а в 960 г. его сын Муса объявил ислам государственной религией каганата. Караханидской каганат делился на две части: восточный со столицей верховного кагана в Баласагуне (на территории современной Киргизии) и западный-с резиденцией в Таразе (Южный Казахстан), а затем с начала XI в. в Кашгаре. Основную роль в каганате играли тюркские племена: карлуки, чигили, ягма. В конце X в. караханиды стали совершать походы на Мавераннахр, завершившиеся в начале XI в. гибелью государства Саманидов и подчинением их власти почти всей территории этого региона за исключением Хорезма, где правил хорезмшах Мамун из династии Иракидов и его юга с городом Термезом, принадлежавшим султану Махмуду из династии Газневидов. Основателем этой, также тюркской, династии был бывший гулям Себук - тегин, но подлинного своего могущества она достигла при султане Махмуде Газневидском (998-1030), в состав государства которого со столицей в Газне, входили огромные территории от Каспийского моря до Северной Индии, включительно, а также часть современного Узбекистана. При преемниках султана Махмуда, государство Газневидов постепенно приходит в упадок, сокращаясь в размерах, часть их владений в Хорасане и Мавераннахре вошли в состав государства Сельджукидов и Караханидов. В 40-х годах XI в. Тамгач - хан Ибрахим окончательно избавился от подчинения восточному кагану Караханидов и создал в Мавераннахре самостоятельное караханидское государство со столицей в Самарканде, при этом правителе государство Караханидов достигло наивысшего могущества, в его состав входило почти все Междуручье, Шаш, Илак и Фергана. Государство Караханидов состояло из различных уделов, правители которых во многом были самостоятельными (вплоть до чеканки своих монет), что в значительной степени ослабило государство. К тому же Караханиды испытывали мощное давление внешних врагов, вначале Сельджукидов, а затем в конце первой половины XII в. кара - китаев. Сельджукиды создали огромную империю простирающуюся от Византии на западе до Тохаристана на востоке, достигшей наибольшего могущества при султанах Али-Арслане (1063-1078) и Малик-шахе (1078-1093). Его столицей был город Мерв вблизи современного города Байрам-Али в Туркменистане. В конце 30-х годов XII в. на востоке караханидских владений появилась новая грозная сила кара - китаи. Этим именем мусульманские авторы называли народ маньчжурского происхождения, кочевавшего до их прихода в Среднюю Азию в бассейне р.Тарим (Восточный Туркестан). В 1141 г. в Катванской степи каракитаи нанесли поражение объединенной армии Сельджукидов
Похожие записи
- Гимн Узбекистана
- Узбекистан - wiki.web.ru
- Откликнитесь, Китаисты из Узбекистана!!!
- УЗБЕКИСТАН
- Фергана.Ру