Сувениры Узбекистана ---Sairam Tourism
Каждый путешественник, возвращаясь из странствий по далеким краям, стремиться оставить память о знакомстве с новой страной и ее народом. Сувенир, выполненный руками народного мастера или ремесленника, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой страны. Известно, что основой многих частных собраний произведений искусства были коллекции приобретенных в поездках сувениров. Путешествие по Узбекистану - "золотому отрезку" древнего Великого шелкового пути, оставляет незабываемые впечатления от величественных архитектурных памятников Самарканда, Шахрисабза, Бухары и Хивы, внесенных ЮНЕСКО в список "Всемирного наследия". Что же выбрать на память о поездке в арт-салоне или в лавке ремесленника? Узбекистан можно назвать раем для любителей и коллекционеров художественной керамики. Гончарное искусство - древнейшее из народных ремесел в стране, и в каждом регионе существует своя старинная школа керамики. В Хорезме потомки и ученики знаменитого хивинского мастера Р.Матчанова делают на гончарном круге хумы - глиняные сосуды с широким горлом, политые бирюзовой глазурью, глубокие чаши - бадии, традиционные светильники-чироки, украшенные изящным голубым и ультрамариновым орнаментом. В мастерских ремесленников Самарканда никого не оставят равнодушным забавные фигурки, изображающие народного любимца, насмешника и балагура Насреддина на ослике, целые караваны миниатюрных верблюдов или подсвечники, вылепленные в виде фантастических драконов, напоминающих терракотовые скульптурки, найденные археологами в развалинах древней Мараканды. А самаркандские тонкостенные керамические пиалы для чая при легком соприкосновении издают хрустальный звон. Недалеко от Бухары, в городке Гиждуван из рук кулола, керамиста в шестом поколении, усто А.Назруллаева выходят блюда-ляганы, шокосы, и чаши-косы с узором, напоминающим расцветку павлиньих перьев. Для любителей архаики будет настоящим открытием знакомство с сурхандарьинским мастером из города Денау М.Зухуровым. Свои чаши он расписывает узором "абр", который якобы магическим образом предохраняет от недоброго глаза. В селе Риштан, что лежит в Ферганской долине, в XIV веке для поливы керамической посуды мастера стали использовать глазурь "ишкор" на основе природных красителей. Знаменитая голубая риштанская керамика усто М.Кадырова, М.Саидова, Г.Машарипова, с необычайным разнообразием форм и орнаментов издавна притягивает коллекционеров всего мира. Неисчерпаемые возможности обожженной глины демонстрируют ташкентские мастера В.Шурков и Р.Мухамеджанов в блещущих юмором фигурных композициях, повествующих о встречах старых друзей в чайхане или на базаре. Ценители национальных женских украшений не оставят без внимания изделия ювелиров Ташкента, Бухары и Самарканда - традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, позванивающие подвесками, браслеты и кольца с излюбленными на Востоке камнями - жемчугом, рубинами, бирюзой и сердоликом. В ожерелья с ажурными пронизями включены филигранные "туморы" треугольные или цилиндрические футлярчики, куда в старину узбекские женщины прятали молитву-оберег, а некоторые - записочку от любимого. Ювелирным изяществом и точностью отличается работа бухарских чеканщиков. На латунных и медных подносах с чеканным орнаментом они часто гравируют изображения архитектурных памятников "священной Бухары". А потомственный чеканщик из Маргилана М.Мадалиев выковывает традиционные сосуды для умывания и воды - кумганы, афтоба и чойдыши, придавая их изогнутым носикам и ручкам изысканную форму, а затем украшает чеканным узором. По всему Великому шелковому пути узбекские ремесленники славились искусством обработки металла. Узбекский национальный нож-пичок, сработанный чустским или кокандским кузнецом, может достойно пополнить любую коллекцию. Стальные, ручной ковки лезвия ножей, как правило снабжены латунной эмблемой - своего рода товарным знаком, удостоверяющий "авторство" мастера. Узбекские мастера довели резьбу по дереву до уровня высокого искусства, которому, пожалуй нет равного в мире. Настенные панно, шкатулки и коробочки, низкие национальные столики - хантахта с шести- или восьмигранной столешницей из древесины ореха, бука или чинары украшены изощренным узором. Но самая загадочная вещь, выполненная руками мастера, это подставка для Корана - лаух. Вырезается он из цельного бруска твердого дерева, без каких либо крепежей и шарниров и раскладывается в умелых руках, образуя сложную конструкцию с несколькими рядами богато орнаментированных полочек. Ташкентским мастерам С.Рахматуллаеву и Х.Ганиеву известен также секрет изготовления ширмы-панджара. Ее створки оформляются на основе точного математического расчета, известного с древности, сквозным геометрическим орнаментом, выложенным из искусно вырезанных брусочков дерева без применения гвоздей и клея. Некоторые мастера резьбы по дереву специализируются на изготовлении из абрикосового дерева колыбов - штампов для традиционной ручной набойки тканей. Ташкентский мастер А.Рахимов, используя более десяти колыбов одновременно, создает уникальные орнаментальные композиции скатертей-дастарханов для сервировки праздничного угощения и джой-намазов для совершения мусульманами ежедневных пятикратных молитв. В изделиях с росписью по дереву орнаментальное искусство доведено до совершенства. Изящный растительный орнамент "ислими", выполненный темперными или масляными красками, украшает пудреницы и пеналы, шкатулки и столики-хантахты, изготовленные в мастерских ремесленников. Еще более тонкие узоры, часто декорированные твореным сусальным золотом, наносят на лаковые изделия из папье-маше художники-мусаввиры, возродившие старинное искусство миниатюры. В орнаментальном обрамлении изображены сцены охоты и битвы по мотивам поэтических эпосов "Шахнаме" и "Бабурнаме", сюжеты, навеянные газелями Алишера Навои и Омара Хайяма. Сюжетная роспись находит место и на кожаных мембранах сувенирных бубнов-дойр. Миниатюрные узбекские музыкальные инструменты - дутары, рубабы, танбуры с натянутыми струнами и украшенные изящным орнаментом из перламутра - отличный сувенир для любителя восточной музыки. Ценители узбекской ручной вышивки-каштачилик знают, что каждый элемент узора на сюзане имеет древнее магическое значение. Мастерица, заканчивая вышивку, обязательно оставит незавершенным один завиток - по народному поверью, полностью законченная вышивка может положить конец жизни женщины. Если ургутские или ташкентские вышивальщицы предпочитают объемный, выпуклый шов "басма", то кашкадарьинские и шахрисабзские - украшают диванные подушки, сумочки-косметички и тюбетейки вышивкой мелким крестиком "ироки". Мало кто из гостей Узбекистана удержится от приобретения замечательного национального головного убора - тюбетейки. Мужские чустские тюбетейки из черного сатина с белым узором в виде четырех стручков перца и женские дуппи с яркой вышивкой - всем к лицу. А золотошвейные бухарские тюбетейки сверкают, как драгоценные диадемы. Бухарское золотое шитье славится по всему миру. Мастера вышивают нарядные женские жилеты-нимча и туфли, кошельки и диванные подушки, а роскошные бархатные халаты, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что некогда носил сам эмир Бухары. Еще в средние века караваны везли в Европу и на Восток, в Китай знаменитые бухарские и хивинские ковры. Но узбекские ковроделы ткут и замечательные безворсовые паласы. Кокандские полосатые "гаджари" и шахризабские "араби" с геометрическим узором - непременный атрибут традиционного убранства узбекского дома. Наконец, подлинная жемчужина в ожерелье ремесел узбекского народа - это ткани ручной выделки. Уже в середине I тысячелетия ткачи Самарканда и Ферганской долины ткали из шелка-сырца, привезенного из Китая, драгоценные ткани. А в наше время в семьях ткачей выкармливают гусениц тутового шелкопряда, а затем, на домашних станках, конструкция которых мало чем отличается от средневековой, ткут полушелковый бекасам, полосатый или однотонный, с муаровым эффектом, который достигается после вбивания в готовую ткань яичного белка. Очень популярны в Узбекистане ручные абровые ткани, вытканные из шелковых нитей, заранее окрашенных в определенных местах. Название полученного таким способ узора "абр" переводится как "подобный облаку". Маргиланские ткачи-абрбанды ткут и полушелковый адрас, и скромный шелковый шои, и принесший им всемирную славу ханатлас - пылающий всеми цветами радуги или изысканной черно-белой расцветки с проблесками зеленого или синего цветов. Остается добавить, что все эти сувениры можно приобрести в художественных салонах или в сувенирных магазинах, расположенных в отелях и музеях, или просто в мастерской ремесленника. Сувенир из Узбекистана на долгие годы сохранит впечатления об исторических и культурных традициях, старинных обычаях узбекского народа
Похожие записи
- Цены на авиабилеты в Узбекистан / Travel.Ru / Транспорт / Авиабилеты
- Gala: Узбекистан | Все о Узбекистане на Отпуск.com
- Рекомендованные новости, c меткой «узбекистан» / news2.ru
- Академия наук Узбекистана проводит молодежный экофорум | Нанотехнологии
- Законодательная палата Олий Мажлиса