Путешествие в Самарканд, Узбекистан

Пожалуй, самая заметная из бывших советских республик, на территории которой можно встретить значительные архитектурные памятники и доказательства существования древнейшей культуры. Республика, через территорию которой когда-то пролегали дороги знаменитого Великого Шелкового пути. И в наши дни вместе с экскурсией или в одиночку можно посетить города Узбекистана, в свое время явившиеся свидетелями переходов многочисленных караванов, рождения и трудов известных и поныне ученых, поэтов, мыслителей, государственных деятелей... «Стандартный набор», – можете предположить вы. Правильно. Без фактов никуда, но без желания не следует вникать в энциклопедические данные, можно просто «порадовать глаз» и попытаться увидеть всю здешнюю историческую, культурную мощь внутренним зрением, сейчас, читая этот текст, или воочию, посетив древние городища Бухары, Хивы или же… Самарканд! Ниже приведен список практически всех достопримечательностей, составляющих стандартный туристический маршрут по этому городу. Мы с вами посетим некоторые из них, потрясающие воображение своей грандиозностью и архитектурным величием. Но ведь есть еще улочки, базары, дома, старая церковь и просто люди... Хотели бы окунуться в эту атмосферу тепла и благожелательности? Решайте сами, ваши мечты – в ваших руках! Мавзолей Гур Эмир (XV в.) Мавзолей Рухабад (XIV в.) Обсерватория Улугбека (XIV-XV вв.) Регистан (XV-XVII вв.) Мечеть Биби Ханым (XIV-XV вв.) Мазар Чупан-ата (XV в.) Мавзолей Ак-Сарай (XV в.) Мечеть Хазрет-Хызр (XIX в.) Некрополь Шахи Зинда (XII-XIV-XV вв.) Городище Афросиаб (VII в. до н.э.-XIII в. н.э.) Мемориальный комплекс Имам аль-Бухари (XX в.) Подробную или краткую информацию о каждом из этих памятников вы можете прочесть, отправив соответствующий запрос в любой поисковик или почерпнуть из учебников истории края. МирСоветов же покажет вам Самарканд с точки зрения среднестатистического туриста, только виртуально. Приступим. Поездку в Самарканд лучше всего планировать на первые месяцы весны или раннюю осень – погода балует прохладой и свежестью, для любителей фотосъемки солнце терпеливо позволяет сделать «не пересвеченные» кадры даже в полдень. Летняя жара, все-таки, тяжела даже для коренных жителей, а с непривычки и для приезжих (особенно часть июля и августа – самый жаркий период, называемый «чилля»). Итак, в путь! Начинается наше весеннее путешествие с отъезда из Ташкента на утреннем 9-ти часовом поезде, в довольно комфортном для 3-х часов пути купе на шесть мест. В попутчиках, кстати, могут оказаться, как это принято говорить, «о чем-то оживленно щебечущие» японские туристы, с которыми интересно пообщаться при условии взаимного знания английского языка. Стоимость билета подвержена сезонным колебаниям; в среднем, 15 долларов в один конец (http://uzrailway.uz/rus.html официальный сайт «Ташкентские ЖД», расписание рейсов). В первый час, смотреть в окно достаточно скучно, но по мере выезда за городскую черту, в холмистую местность (в зависимости от сезона), перед глазами начинают мелькать насыщенные красно-зеленые, алые поля маков. Убаюканные таким спокойствием вы можете подремать оставшуюся часть пути в сидячем положении, но в удобных креслах. Кстати, в поезде выдают «сухой паек»: булочка и что-то там еще (усилия по распечатыванию пакета не оправдывают ожиданий). И вот, прибытие. Уже 11 часов, а в заказанные заранее номера следует заселиться к 12-ти (гостиницу также можно подобрать через интернет, мы заранее выбираем маленькую частную, с легендарным названием «Тумарис», но есть и крупные). Надо поспешить. Такси за 3 доллара доставляет нас по месту назначения недалеко от центра. Номер чист и опрятен. О других гостиницах Самарканда подобного уровня, к сожалению, таких же положительных отзывов я не слышала. Рекомендую не рисковать. Суточная стоимость двуместного номера с учетом завтрака в гостинице «Тумарис» около 50-ти долларов. Бросив вещи, отправляемся к первому памятнику. Это – Мавзолей Гур-Эмир. МирСоветов оговорится сразу, что практически везде вход при осмотре достопримечательностей платный: около 3-х долларов для иностранных граждан и 20 центов для местных жителей, а также отдельно, несколько центов за разрешение на фотосъемку, если вы планируете производить оную. Что касается гида (экскурсовода), если вы путешествуете не с группой, то можете организовать его на месте – у входа при осмотре любой достопримечательности вас подловят подрабатывающие «исторически подкованные» частники и предложат свои услуги за умеренную плату. « Гур Эмир » – в переводе «могила эмира», т.е. Амира Темура – место, где похоронены Темур, его дети по мужской линии и внуки. Этот факт нашел свое подтверждение, когда в июне 1941 года по решению правительства УзССР были проведены исследования и вскрытие склепа мавзолея, которые показали, что в мавзолее погребены тела Темура, Улугбека, Шахруха, Мираншаха и Мухаммед-Султана. Гур-Эмир по праву считается уникальным памятником среднеазиатского зодчества. Для этого достаточно увидеть внешнее величие и легкость архитектурной композиции, искусно выложенную мозаику, внутреннее убранство, декоративную роспись интерьера. Делать съемку внутри, на тот момент, я не решаюсь, потому что мавзолей осматривает группа, как мне кажется, религиозных паломников, и я считаю, что могу случайным образом стеснить или оскорбить их чувства своим праздным любопытством. Заканчиваем осмотр и решаем отправиться к более всего интересующей нас достопримечательности Самарканда – площади Регистан, но по дороге, со стороны, замечаем интересное строение – это мавзолей Рухабад («Обитель духа»). Это гробница шейха Сагаджи и членов его семьи. Летняя мечеть располагается рядом. Интересно оно, прежде всего, аскетичностью своей архитектуры: ни мозаики, ни росписи, ни облицовки – все минималистично и строго. С первого взгляда даже невозможно поверить, что такое сооружение могло сохраниться через столько веков, открытое всем ветрам. Но факт остается фактом. Утомившись, решаем сделать перерыв и пообедать в ближайшем кафе. Заказываем вкусные мясные блюда, шашлыки, жидкое. Все довольны. После, минуем лавку с достаточно недвусмысленным «рекламным образцом» в «витрине» и радуемся, что видим его после обеда, а не «до». Так как большая часть дня миновала, а осмотр Регистана – большой труд в силу его размеров, отправляемся на исследование более маленького по своей площади, но отнюдь не важности, памятника – « обсерватория Улугбека ». По указанию Улугбека, внука Амира Темура, в 1428-1429 гг. при участии видных ученых Востока было возведено здание обсерватории, равной которой в то время не было в целом свете! Составлен каталог звезд и определены их координаты (более 1000 звезд). Вы представляете, в то время, как большинство народностей «делило мировой пирог», устраивало кровавые войны, здесь, в Средней Азии появился человек, и не просто человек, а государственный деятель, который пошел по другому, созидательному исследовательскому пути! Не знаю вашего отношения, а меня эта данность восхищает и вызывает чувство уважения. Наступает вечер. Поужинать можно в кафе напротив гостиницы. На выбор – ближайшие два. Одно из них из известной в Ташкенте сети ресторанов «Бек». Идем туда. Шашлыки на второе, нарын или горячая шурпа на первое – кто что предпочитает, меню разнообразное. И обязательно к этому кислое молоко и горячую лепешку, зелень укропа, петрушки, сельдерея. По весне организм сам требует такого «сопровождения» к горячим блюдам, очевидно, от авитаминоза после долгой зимы. Ну, слава Богу, натуральных продуктов в Узбекистане всегда достаточно. Регистан, достигаем цели Ночью довольно холодно, но кондиционер в номере, поставленный на обогрев, спасает ситуацию. И вот, утро нового дня. Суточное проживание подходит к концу, из гостиницы выписывают в полдень. Чтобы не разрывать свой день и не возвращаться в гостиницу с другого конца города, куда нас может занести, завтракаем и решаем не медлить, а берем свои вещи (а их предусмотрительно мало) и выписываемся перед тем, как приступить к завершающему осмотру достопримечательностей Самарканда. И вот он, Регистан, что в переводе означает «песчаное место», торгово-ремесленный центр восточного города; больше, чем просто понятие «базар», практически, административный центр. Все дороги, улочки древнего Самарканда вели к этой площади, где когда-то кипела жизнь. Свои дела решали торговцы, ремесленники; спешили по важным поручениям глашатаи, обычные жители… Сейчас тут можно приобрести различные сувениры, изготовленные руками потомков тогдашних мастеров – такие наука и мастерство передаются из поколения в поколение. Почему именно его осмотру я придаю особое значение? Дело всего лишь в индивидуальном предпочтении и интересе. Этот архитектурный ансамбль поражает меня больше других. Да-да, вы не ослышались, именно «ансамбль», потому что площадь Регистан с трех сторон обрамляют, если стоять лицом к площади: медресе Улугбека (слева), медресе Шер-Дор (справа), и «центровое» медресе Тиля-Кари. Медресе Улугбека было построено в 1417-1420 гг. и являлось местом преподавания, духовным заведением, в котором преподавали математику, астрономию, философию, богословие известные ученые умы того времени. Конечно, время оставило свои следы и только благодаря работе реставраторов мы можем наблюдать эту красоту. В частности, помимо прочих, в 1965 г. были проведены работы по выпрямлению юго-восточного минарета. Медресе Шер-Дор будто зеркальное отражение медресе Улугбека, даже повторяет его планировку. Но окажемся прозорливей и заметим разницу, сравнив рисунки на мозаике фасада обоих. Правильно, рисунки второго отличают изображения звезд, исследование которых являлось стремлением всей жизни ученого и правителя – Улугбека. Рисунок мозаики медресе Шер-Дор изображает льва, устремившегося за ланью; сияющее на бирюзе солнце – отсюда и название медресе, означающее «Тигров имеющие». Реставрации мозаики были завершены в 1962 г. Медресе Тиля-Кари было построено 10 лет спустя после медресе Шер-Дор, длилось до 15 лет и довольно удачно, согласно планам архитектора явилось заключительным элементом всей композиции. Многие элементы внешнего и внутреннего убранства были утеряны, потребовались долгие годы работы реставраторов, благодаря которым сейчас можно созерцать золоченые росписи и украшения медресе, облицовочные составляющие. С огромными впечатлениями от увиденного заканчиваем осмотр этого архитектурного гиганта. Мало, слишком мало отведенного нам времени. Одного дня недостаточно, хочется остаться хотя бы на неделю, чтобы приходить в разное время дня к смотровой площадке, садиться на скамейку, смотреть и думать… каждый о своем. Но эти мощные молчаливые свидетели истории, заявляя тебе о бренности существования, невольно порождают в тебе трепетное отношение к жизни, уважение ко всему живому… Недалеко от площади Регистан, позади медресе Шер-Дор, располагается Музей Истории и Культуры Узбекистана им. А. Икрамова. Располагая еще часом-двумя до отъезда, идем посмотреть на сохранившиеся рукотворные изделия жизни и быта людей древнего Самарканда. Среди экспонатов можно выделить поражающий наше воображение гроб А. Темура, который заменили во время вскрытия гробницы 1941г.; написанный на пальмовых листьях Коран, древние исламские рукописи и достаточно много интересных предметов обихода. Но приходится торопиться. Напоследок, спешим на базар, чтобы купить в дорогу знаменитых самаркандских лепешек. По пути, словно зачарованные наблюдаем архитектуру мечети Биби-Ханым в лучах закатного солнца. После увиденного, уже сидя в поезде «Самарканд-Ташкент», понимаем, что были в городе, куда хочется возвратиться вновь…

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. Узбекистан | Права человека в России
  2. А.Дубнов: Узбекистану не требуется координация действий с мировым
  3. УЗБЕКИСТАН
  4. Узбекистан :: Виза в Узбекистан :: Визовая поддержка
  5. Узбекистан

Новое на сайте

 
Сайт управляется системой uCoz